История деревень Хавденицкого «куста» (Ваневская, Шеловская, Яринская, Ильинская, Антипинская) Тарногский район, Вологодская оласть. Изучая карту Тарногского района середины XX века, мы были поражены: сколько деревень и хуторов исчезли в XX веке. Я сразу представила, как на берегу реки Кокшеньги и озёр в этих деревнях, на хуторах жили люди, пахали землю, пасли скот. Теперь на месте многих из них почти ничего не осталось, да и людей, которые могли бы рассказать об этих деревнях и их жителях, осталось совсем мало. Факт исчезновения деревень и хуторов очень заинтересовал меня, и я стала собирать материал по истории моей деревни, вернее, «гнезда деревень», под общим названием Хавденицы. Первые сведения о Хавденицах находим в духовных грамотах XV- XVI веков, в раздельных грамотах середины XV века. Название «Хавденицы» относится к чудским. Все чудские племена селились «гнёздами». И большинство таких «гнёзд» деревень носят чудские названия. В том числе и название «Хавденицы». В «Тарногском ономастиконе» А. Кузнецова читаем: «Хавденицы-группа деревень, растянувшихся в одну линию вдоль левого берега Кокшеньги. В вепском языке слово haud означает «яма». Хавденицы расположены на склоне долины реки, сильно изрезанном оврагами и сухими логами. Кроме того, на пойме реки Кокшеньги много стариц и следов древних русловых процессов». В состав Хавденицкого «гнезда» входили следующие деревни: Великая ( Ваневская), Шеловская (Малая), Антипинская, Ильинская, Яринская, Пусточертоковская (в настоящее время не существует). Вновь обратимся к «Тарногскому ономастикону», чтобы выяснить значение названий деревень. Антипинская, она же Антипино, от мужского имени Антипа из церковных святцев. В 1623 и 1685 годах Антипинская в группе «деревень Едемских» Спасской волости. Великая, она же Ваневская. Первое название раньше означало «главная, высшая, властная». Второе название несёт в себе народный вариант церковного мужского имени Иван. Шеловская - название связывается прозвищем Шалой, Шалай, т.е. «Шальной, взбалмошный человек; шелопай». Изменения произошли под влиянием местного говора - Шаловская-Шеловская. Ильинская - от мужского имени Илья. Второе название - Вторая Подгорная. Яринская, Яренская - она же Васильевская. Возможно, её владельцем был потомок Свояземцевых Василий Фёдорович, которому в Хавденицах в середине XV века принадлежали все «сёла по Плоскую лужу», т.е. как раз там, где стоит Васильевская. Официальное название в своей основе несёт прозвище Яря, Ярый, с возможным значением «горячий человек, сердитый». XV век - время новгородской колонизации Кокшеньги. Не обошла она стороной и территорию Хавдениц. Наиболее крупными землевладельцами здесь были бояре Своеземцевы. В работах Угрюмова А. находим: « ....до нас дошли документы: «духовная грамота» (завещание) правнука Василия Матвеева, Федора Остафьевича Своеземцева (1435 г.)...Судя по ним, все владения Своеземцевых на Кокшеньге распались на ряд вотчин, носивших устойчивые названия: «на Заячьей речке», «в Хавденицах». Наибольшим числом «боярщин» владел Василий Степанович Своеземцев, новгородский посадник и важский воевода. Его земли описаны в «раздельной грамоте» 1440 года: «В Хавденицах...от Плоской лужи по Высокой горе села (современное Высогорье) и за Омельфой рекой до Поци речки». Во владении Своеземцевых была не только пашня, но большие лесные угодья, а также места рыбных ловель на Кокшеньге. Из всех своих угодий бояре извлекали большую пользу: с распаханных земель - лён и хлеб, разводили скот, особенно лошадей, в лесах добывалось множество пушной и боровой дичи. Многое из добытого отвозилось в Новгород для продажи. В 1553 году по указу Ивана Грозного бояре Своеземцевы стали подконтрольны московским государям. Их фамилия стала писаться-Едомские ( Едемские).В пределах современного Тарногского района Вологодской области хозяйничали Анфилофей и Кирил Едомские. Анфилофей вел свое хозяйство в деревне Наумовской (теперь центр Нижнеспасского сельсовета Тарногского района), здесь он силами своей семьи обрабатывал шесть десятин пашни и две десятины сенокосов. Кроме этого, он владел еще восемью деревнями: Васильевской (на Мине), Зайцевской, Ваневской, Мощелинской, Шеловской, Кузьминской, Шестаковской и Онаньевской в Нижнем Спасе. По писцовым книгам 1686 года за Едемскими значилось 19 деревень с 33 дворами и две пустоши. Выбрав названия нашего «гнезда» видим, что в Антипинской было 3 двора, в Ильинской - 2, пустошь Чертаковская - 2 двора. Общее число жилых деревень 15, общее число жителей - ориентировочно 195. Материальное положение братьев Едомских было далеко не одинаковым. Герасим, Анфилофей, Абрам и Кирил, судя по всему, - люди с достатком; Федор, Василий и Григорий – победнее. Это видно из того, какие суммы налогов им приходилось платить в государеву казну: Герасим платил 23 рубля 17 алтын 1 деньгу в год, Анфилофей - 18 руб. 11 алт. 2 деньги; Абрам с Кирилом - 17 руб. 31 алт. 5 денег; Федор - 4 руб. 21 алт. 4 деньги; Василий - 2 руб. 28 алт. 1 деньгу; Григорий - 1 рубль 18 алтын 2 деньги. Вотчины двух последних братьев были разорены польско-литовскими интервентами, а от своих богатых братьев помощи они получили, по-видимому, мало. В XVIII веке некогда богатый и знатный род Едемских постепенно оскудел в результате деления их вотчин между многочисленными наследниками, и они стали простыми тяглыми крестьянами, своим трудом добывающими нелегкий хлеб. Тяглыми в прошлые века звали крестьян, имевших в личной собственности земельный надел -тягло, плативших за него царевы подати и отбывавших мирские тяготы. Тяглые крестьяне владели пахотными землями и сенокосами, отвоеванными у природы трудом их предков или ими самими. В их владениях находились также отдельные участки черного, то есть государственного, леса - охотничьи тропы, где они ловили пушных зверей и били лесную птицу. Лесные же пастбища (мирские поскотины), рыбные ловли в реках и озерах, дороги между деревнями и леший лес, расстилавшийся за осеком , были «вопчими». «Вопчей лес царев и великого князя» разрешалось вырубать и на вырубках распахивать деревни «без делу», то есть без дележа на волостной сходке, «хто сколько может». Вновь освоенные участки становились до очередной переписи личной собственностью семьи, освоившей их. Время перемен. Наступил XX век - время больших перемен, которые не могли не затронуть и Хавденицы. Как сложно переплетались судьбы разных людей в это время. Многих мужчин забрали на фронт во время Первой мировой войны. Одним из них был Коптяев Михаил Осипович, житель деревни Антипинская. По воспоминаниям Коптяевой Ольги Николаевны , 85-летней жительницы этой деревни, его предок был основателем Антипины. Михаил Осипович прошёл всю войну и вернулся в тот момент, когда на территории его родины начиналось создание сельских советов и колхозов. В 20-30 е годы из бывших Едемских деревень образован Нижнеспасский сельсовет. По переписи 1926 года население было следующим: д. Антипинская – 19 дворов, 18 хозяйств, 45 мужчин, 43 женщины. д. Ваневская – 28 дворов, 26 хозяйств, население - 137 человек. д. Ильинская - дворов-24, хозяйств - 24. мужчин и женщин - 115. Чертаково – 8 дворов, 9 хозяйств, 43 жителя. Яринская – 12 дворов, 12 хозяйств, проживало 69 человек. Шеловская – 7 дворов, 8 хозяйств, 32 жителя. Таким образом, в Хавденицах насчитывалось 83 двора. На территории имелась школа первой ступени, 3 торговых заведения. В 30-е годы новые события стали лихорадить деревню. Началась коллективизация. Происходит раскулачивание крестьян. В основном это были самые крепкие хозяйства, трудолюбивые и грамотные крестьяне. Имущество раскулаченных передавали в сельхозкоммуну «Новый путь», которая была образована в 1929 году. В ее состав входили почти все деревни «хавденицкого гнезда» и деревня Власьевская. Дела в коммуне шли плохо, и она перешла под устав сельскохозяйственной артели. Также на территории существовал колхоз «Красные Хавденицы». Первыми председателями были Батогов Евгений Владимирович (родом из д.Запольная) и Гордеева Антония Ивановна. Великая Отечественная война в судьбе хавденичан. Известие о войне принёс репродуктор у правления колхоза. В первые же дни войны многие колхозники были призваны на фронт. На защиту Родины ушли из Нижнеспасского сельсовета 440 человек, отдали жизнь за свободу и независимость Родины - 212, воевали и вернулись - 228. В Книге Памяти Тарногского района находим имена тех земляков, которые отдали свою жизнь за родную землю. Так в деревне Антипинской не вернулись с фронта 17 человек, среди них одна женщина - Вячеславова Юлия Егоровна; в д. Ваневская - 13; в Ильинской - 12; Пусточертаково - 3; Шеловская - 6; Яринская - 10; Роговик - 3; д. Власьевская - 15. С войны вернулись немногие. Среди вернувшихся Коптяев Афанасий Михайлович (1902 г.р., житель д. Антипинская), Коптяев Василий Афанасьевич (1918 г.р., д. Яринская) и другие. Сведения о ветеранах содержатся в книге «Ветераны Великой Отечественной». Женщины оплакивали погибших мужей и сыновей, вспоминали тяжёлые годы работы в тылу. Вспоминает Коптяева О. Н.: «Пахали в войну на лошадях, коровах. У коров на спине струпья от работы, и молока почти нет. Ели картошку, паренку ( пареные овощи), запаренные клеверные шишки. Голод был постоянным чувством». Женщинам пришлось взвалить на свои плечи и домашнюю работу и колхозную. В октябре 1941 года стала председателем колхоза «Новый путь» Антонина Ивановна Шишелова и проработала в этой должности всю войну. Каждый житель деревни старался сделать всё возможное для победы над фашизмом. В 1943 году получили передовые показатели во время весеннего сева, который закончили на 10 дней раньше прошлого года. За великие жертвы, неисчислимые страдания, за героический труд многие труженики и труженицы тыла награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Среди них Белая Марья Сергеевна , 1909 г.р., вдова без вести пропавшего в 1941 году Александра Михайловича Белого; Белая Виринея Дементьевна, 1901 г.р.; Наволочная Анна Васильевна, жительница д. Ваневской и другие. Списки вдов имеются в книге «Вдовы солдатские». Послевоенное развитие. Закончилась война, но ещё долгое время жилось в деревне не просто. «Душили» людей налогами, обязательными сдачами продуктов с личного хозяйства. В 1950 году по решению общего собрания колхоз «Новый путь» объединился с колхозом «Красные Хавденицы» в один колхоз «Сталинский путь». А в 1959 году образован колхоз «Заря», куда вошли колхоз «Новый путь» и «Красные Хавденицы». Центром колхоза стала деревня Антипинская. За это время председателями колхоза были Едемский Алексей Алексеевич, 1922 г.р., ветеран войны. Он был избран председателем колхоза в 1959 году, а сменил его на посту председателя уже колхоза «Заря» Едемский Александр Иванович, уроженец д. Рыкаловская. За это время были построены три фермы, конюшня, телятник, свиноферма. В деревне была своя кузница, пасека, пилорама. Новые руководители хозяйства старались поднять колхоз. Жители деревни с благодарностью называют имена председателей Едемского Ивана Павловича, Вербы Валентина Ивановича, Коптяевой Надежды Ивановны. В 60-70-е годы многие молодые жители деревни уехали на стройки и там остались. Скорее всего, это и стало первым шагом к исчезновению некоторых деревень. К 90-м годам не стало Пусточертокова, Великая потеряла свой статус. Но, всё же, деревня жила. Строились новые дома. Возведена в 1973 году новая начальная школа, директором которой на протяжении 30 лет была Едемская Нина Валерьяновна, обучившая грамоте и воспитавшая более сотни мальчишек и девчонок. Многие из них выросли и остались в родной деревне. Бывшие жители деревни и те, кто сейчас здесь живёт, с тоской вспоминают, как дружно и весело они жили. Иногда ссорились, но, тут же, прощали все обиды. Особенно это хорошо получалось во время коллективных работ в поле, на сенокосе, на уборке зерна. Немало талантливых людей родилось в нашей деревне. И хотя не прославились они на всю Россию, но односельчане их помнят и чтят. Вспоминают задорное пение женщин, под игру гармониста Едемского В.А. Хранят изделия мастеров по плетению корзин и пестерей - Коптяева В.А., Едемского В. И., Коптяева А.М. Деревня Великая славилась своими гончарами. Изделия из глины братьев Наволочных Перфилия и Дмитрия Варфоломеевичей, Ромициных Ивана и Михаила до сих пор хранятся в домах односельчан. С гордостью вспоминают художника Едемского Валентина Ульяновича, запечатлевшего в своих картинах красоту хавденицкой природы... На основании изученных материалов я пришла к выводу, что исчезновению некоторых деревень способствовали преобразования, произошедшие в разные годы нашей страны: укрупнение коллективных хозяйств в период коллективизации и раскулачивания в 30-е гг., закрытие главных объектов инфраструктуры в деревне, связанные с экономическим кризисом в России в 90-х гг. XX столетия; понижение рождаемости из-за снижения материального уровня жизни селян привело к сокращению численности населения в деревне; процессы урбанизации, рост городского хозяйства, увеличение объемов промышленного производства в 70—80-х гг. XX столетия вызвали отток населения из сельской местности; нехватка бюджетных средств для развития сельского хозяйства и социальной сферы, отсутствие рабочих мест на селе по сей день приводят к исчезновению малых деревень...

Теги других блогов: история деревни Хавденицы