Патракеев Евлампий Иванович родился 23 октября в 1896 году в деревне Александровская Заборской волости Тотемского уезда в семье крестьянина. Когда мальчику было 5 лет, ослепла его мать. Это была большая беда для бедной крестьянской семьи. Надо было жить. Евлампий по мере свих сил выполнял разные работы, помогая семье. В 17 лет пришлось ему идти на чужую сторону на заработки пришлось бурлачить, таскать грузы, делать всё, что прикажут хозяева, жестокие и жадные.
Но тут началась Первая Мировая война и в 1915 году девятнадцатилетний Евлампий Патракеев был призван на военную службу.
Сначала его направили в Павловскую слободу Московской области. А также Конева Александра и Попова Андрея из Верховья. Затем перевели на 3 месяца в учебно-командную школу, где готовили младших командиров взводов. После окончания школы Патракеев был оставлен здесь. Пришлось обучать уже немолодых солдат, призванных на войну. С одним из таких взводов, призванного из Саратовской губернии, выпросился добровольно на фронт.
Первое боевое крещение принял в Карпатах. С боями прошли Молдавию, Болгарию, Румынию. В одном из Боёв Патракеев был контужен и направлен в госпиталь в Екатеринославль. После выздоровления в июле 1917 года направлен в г. Симферополь нести гарнизонную службу.
В октябре 1917 год произошла революция. В Крыму прошло первое голосование. Великороссы проголосовали за большевиков, а местное население - за Учредительное собрание. В январе 1918 г. солдат из Симферополя вывели в Россию под Москву. В марте 1918 г. Патракеев демобилизовался, приехал домой и приступил к нелёгкому крестьянскому труду. Но тут семью постигло горе: в мае умерла мать. В доме нужна была хозяйка, поэтому уже в июле Евлампий женился на Анне Егоровне Семичаевской. Но совсем недолго продолжался мирный труд Патракеева. В сентябре 1918 г. призвали в армию на этот раз на защиту молодой республики.
Судьба нелёгкою была,
И люди жизни не жалели,
Чтоб только Родина жила, -
Заря свободою алела.
(В. Харитонов)
Из Заборской и Спасской волостей вместе с Патракеевым были призваны Гордеев Василий Иванович с Дубровы, Свитин Николай Павлович - военфельдшер с Поцы, Авксентий Бурцев с Букова, Коптяев Евгений и Рудаков Иван из Спасса. Из трёх уездов - Тотемского, Кадниковского и Грязовецкого был призван младший и третий командный состав, по 50 человек из уезда. В Вологде в течение 3-4 суток был сформирован свободный батальон и в срочном порядке отправлен на Северный фронт в распоряжение штаба 18 дивизии на станцию Плесецк. Интервенты захватили Архангельск и половину области. Перед бойцами Красной Армии стояла задача остановить врага. Боевой участок протяженностью 40 км проходил по лесам и болотам.
Жили в хвойных шалашах, не хватало боеприпасов, снаряжения, голодали, холодали, но не отступили. Враг был остановлен, а затем разбит. В начале ноября батальон был отведён в Вологду на отдых. Здесь был сформирован 156 полк. Патракеев был назначен командиром взвода и вновь отправлен на Северный фронт. Шло наступление. Красная Армия освобождала свою землю от врага. в марте 1919 г. Патракеев был направлен в Вологду на трёхмесячные военно- инструкторские курсы при штабе 6-й армии. На этих курсах обучались первые красные командиры. После сдачи экзаменов Евлампий Иванович был направлен на фронт на Онежское направление, где и провоевал до полного разгрома врага. После ликвидации Северного фронта в марте 1920 г. дивизию перевели на отдых в Лодейное поле. Через три недели в связи с наступлением белополяков дивизия была направлена в Витебскую и Брестскую области, гнали врага по Польской земле до Восточной Пруссии. У германской границы попали в окружение. Чтобы избежать кровопролития, из Москвы поступила телеграмма: немедленно перейти границу Германии, т.к. уже был заключен Брестский мирный договор.
Около 10 тысяч человек перешли границу и как интернированные войска, находились в лагерях 6 месяцев. Условия содержания были тяжёлые, кормили плохо. Многие болели и умирали. Но посольство России позаботилось о солдатах и добилось возможности вывести их домой. В апреле 1921 г. на пароходе Патракеев и его товарищи были привезены в Россию, в Петроград.
Здесь проверили состояние здоровья и у кого какая специальность и занятия. Патракееву предложили продолжить военную службу, но он пожелал поехать домой.
Демобилизовавшись, Евлампий Иванович приехал домой и занялся крестьянским трудом. Отстроил новый дом, ведь семья увеличилась: подрастали дети. Началась коллективизация. Стали создавать колхозы. Тех, кто побогаче, раскулачивали. Патракеева тоже пригласили принять участие в раскулачивании, но он отказался, сказав: "Это не справедливо раскулачивать тех, кто своим трудом всё это нажил. Я на такое не способен". Его поведение не одобрили, (поставили перед выбором?)но оставили в покое. Сам Патракеев вступил в колхоз, пришлось сдать корову и лошадь. Жить стало труднее, но надежды на лучшее не теряли. Евлампий Иванович выполнял разные работы в колхозе, долгое время работал в лесопункте на заготовке леса.
Жизнь постепенно налаживалась. Но тут пришла новая страшная беда. Началась Великая Отечественная война.
На грозную битву вставайте,
Защитники русской земли!
Прощайте, прощайте, прощайте!
Пожары пылают в дали...
В суровых боях защищайте
Столицу родную свою!
Прощайте, прощайте, прощайте!
Желаем удачи в бою!
(В. Гусев)
Евлампию Ивановичу исполнилось уже 45 лет, он был снят с военного учёта. Но не мог он, старший солдат, прошедший две войны. Многое испытавший, позволить себе оставаться дома, когда родина в опасности. По личной просьбе Патракеев в октябре 1941 года был мобилизован и направлен под Ленинград в инженерные войска. В это время немцы уже замкнули кольцо блокады. Ленинград был отрезан от "Большой земли". Защитникам города и его жителям не хватало боеприпасов и продовольствия. Нужно было срочно налаживать доставку грузов в Ленинград и эвакуацию жителей из города.
Было решено переправлять грузы через Ладожское озеро. Рота, в которой служил Патракеев, прокладывал дорогу к Ладожскому озеру в районе Кобоны. Дорога проходила через болото. Брёвна для настила приходилось возить на лошадях, но чаще всего таскали их на плечах. Затем рота была направлена возводить пирс на берегу озера, чтобы иогли приставать суда. Водная трасса действовала до 7 ноября 1941 г. чтобы продолжать снабжение Ленинграда продовольствием, было решено построить дорогу по льду озера. Сначала прошли разведчики . Выбирая путь. Где будет проходить дорога. Затем по этой трассе отправился конный обоз. Он доставил в голодающий Ленинград 63 тонны муки, это было, конечно, мало, но ленинградцы знали, что о них помнят и помогут им. Когда лёд окреп, 22 ноября по дороге пошли автомашины. "Дорога жизни" начала действовать!
Первый этап деятельности дороги был трудным. Лёд недостаточно окреп, часто его прорезали трещины. Патракеев вместе с бойцами роты, стоя по пояс в ледяной воде, строили и наводили мостики, устраивали объезды, переносили движение на новые колеи. В конце декабря, когда лёд достиг метровой толщины и мог выдержать любой груз, были проложены новые дороги: для пешеходов, для лошадей, для машин, для тракторов. Фашисты всё время держали людей в напряжении: самолёты постоянно совершали налёты, сбрасывали бомбы. На дороге образовывались полыньи, выбрасывались глыбы льда. И вновь солдаты возводили мостики, расчищали дорогу от льда и снега. Было трудно, но солдаты знали, что ленинградцам нужна была помощь, чтобы выжить, выстоять и разбить врага. Домой Евлампий Иванович писал : " Я пока жив, здоров, нахожусь в старой части и пока на старом месте. Получил валенки, шубу, но только нет табачку да спичек, да тёплых носков, да неплохо бы сухариков".
А также интересовался жизнью в деревне, как подрастают дети, как с продовольствием и как с кормом скоту. Всё интересовало солдата, обо всм хотел знать, а вот о своих трудностях не писал, не хотел расстраивать родных.
В конце января 1942 г. Патракеев был направлен на учёбу сапёрному делу. После курсов прибыл на Волховский фронт, где шли тяжёлые бои. Враг рвался в Ленинград. До января 1943 г. Евлампий Иванович находился на передовой. Имея звание сержанта, был назначен командиром взвода. Взвод возводил укрепления, строил доты, дзоты, участвовал в отражении атак. Все ждали когда начнётся наступление. Домой Патракеев писал: " Здравствуйте, дорогие мои родные. Шлю я Вам свой сердечный привет и желаю доброго здоровья. Сообщаю о себе, что я жив-здоров. Условия на фронте стали успешными, будем гнать врага и бить, пока можем".
И вот настал день, когда наша армия перешла в наступление. Патракеев со своим взводом находился впереди. Ведь им сапёрам нужно было проделывать проходы в минных полях и проволочных заграждениях. А за ними уже устремлялись вперёд танки и пехота. В январе 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились. Блокада была прорвана. Красная армия продолжала наступление. В ночь на 23 февраля взводу Патракеева была поставлена особо трудная задача по разминированию и обеспечению проходов в заграждениях противника. Были уже близки к выполнению задачи. И тут случилась бедаю Немцы укрепились в дачном лесу около Ижорского завода, в местечке Колпино. Они заметили сапёров и открыли огонь. Вражеская пуля попала Евлампию Ивановичу в голову. Он упал. Кровь залила лицо, но несколько минут был ещё в сознании и подумал: пришла смерть. А затем потерял сознание.
Боец - санитар Константин Черняев из Калинина и рядовой Николай Малышев из Тотьмы вытащили раненого на волокуше и отправили в госпиталь. На вторые сутки пришёл в сознание. Опухло лицо, нестерпимо болели руки и ноги, потеряно много крови. Врачи не верили, что он останется жив, но боролись за его жизнь, пытались спасти зрение. Но фашистская пуля перебили оба зрительных нерва, и зрения вернуть не смогли. В госпитале узнал, что сын Виктор 1924 года рождения в октябре 1942 ушёл добровольцем на фронт, служит сигнальщиком катера СК-503 и находится в Ленинграде. Очень хотелось встретиться с сыном, но такова уж судьба солдат: близко были друг от друга, но не встретились.
Из Ленинграда Патракеев был перевезён в Пермь. Перед выпиской из госпиталя жене пришло письмо, где спрашивали примет ли она мужа-инвалида 1 группы, слепого. Жена ответила : "Какой есть такого везите". Из госпиталя домой Евлампия Ивановича в июле 1943 г. привезла медсестра. Ушёл на фронт подвижный, энергичный человек, а вернулся инвалидом полностью, потерявший зрение. За мужество и героизм, проявленные Патракеевым в боях под Ленинградом, он был награждён орденом Отечественной войны I степени и орденом Отечественной войны II степени, а тк же медалями "За оборону Ленинграда" и другими.
Летом 1944 года судьба нанесла ещё один страшный удар пришла похоронка от сына. Виктор погиб в Финском заливе 4 июня 1944 г. при взрыве морской мины. Но всё стойко перенёс старший солдат. Ведь дома подрастали дети : дочь Лида и сын Миша. Им нужно дать образование, помочь встать на ноги. Пахать землю Евлампий Иванович не мог, пенсию получал 300 рублей. На эти деньги можно было купить 1 пуд картошки или 3 кг хлеба. Когда предложили работу сторожа на лесоучастке Ёлга, семья согласилась и переехала туда. Жили в маленькой избушке. Лидия ухаживала за лошадьми, отец заготовлял готье и вечерами вместе с дочерью плели бураки, корзины, коробья и обменивали в колхозе и на пищекомбинате на горох, зерно и мезгу. Через Ёлгу проходила дорога из Кулоя и из деревень везли на Тарногский льнозавод льнотресту. Часто проезжающие останавливались у Патракеевых, и за ночлег давали снопик льна. Анна Егоровна пряла и ткала, шила одежду. Жилось очень рудно, но Патракеевы не унывали. В 1948 году переехали обратно в деревню, в свой дом, занялись крестьянским трудом. Жизнь налаживалась. Евлампий Иванович как мог помогал жене, выполнял посильную работу. И всегда был в курсе все событий. К нему тянулись люди, шли со своими радостями и горестями. Для все находил он доброе слово. В районной газете часто публиковались его заметки, где рассказывал о своём боевом пути, делился мыслями, обращался к молодёжи, призывая беречь мир. Евлампий Иванович скончался в 1991 году, не дожив месяц до 95 лет.
#Бессмертныйполкдома #мойполкдома